Кто связан с движением поездов


Главная

Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств 05.06.2013

В случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается более сложный по сравнению с обычным порядок заключения трудового договора с отдельными категориями работников.

В этом находит свое проявление дифференциация правового регулирования труда. Это означает, что наряду с общими нормами трудового права трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, устанавливают специальные нормы (нормы-дополнения), относящиеся к сфере правового регулирования труда отдельных категорий работников. В подавляющем большинстве случаев необходимость в таких специальных нормах-дополнениях обусловлена спецификой труда этих работников, повышенными квалификационными требованиями, сложностью и особым характером трудовой деятельности. Именно в связи с такими особенностями в законодательстве установлены дополнительные правила, в которых предусмотрены повышенные требования либо отличия в порядке заключения трудового договора. С учетом названных факторов представляется необходимым рассматривать особенности заключения трудового договора с работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Именно они являются основными субъектами отношений, регулируемых нормами гл. 51 ТК.

Это особая категория работников, чья трудовая деятельность связана с транспортными средствами как источниками повышенной опасности, т.е. работники железнодорожного, морского, речного и воздушного кто связан с движением поездов транспорта, особенно те из них, которые связаны с управлением транспортными средствами. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16 утвержден Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств. Он охватывает автомобильный, железнодорожный, морской и речной транспорт, а также гражданскую авиацию.

В законодательстве отсутствует понятие работы, непосредственно связанной с движением транспортных средств. К такой работе относятся управление (вождение, пилотирование и т.п.), техническое обслуживание и др.

Более полно особенности правового регулирования труда предусмотрены в специальных актах-дополнениях, посвященных отдельным сферам организации и применения труда по отраслевому признаку. Так, например, трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2011), трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами. В указанном Законе установлено, что лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и работники, выполняющие такую работу и (или) подвергающиеся воздействию вредных и опасных производственных факторов, проходят за счет средств работодателей обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры. Перечень профессий и должностей таких работников утвержден Постановлением Правительства РФ от 08.09.1999 N 1020.

Работники железнодорожного транспорта общего пользования, которые осуществляют производственную деятельность, непосредственно связанную с движением поездов и маневровой работой, и перечень профессий которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, проходят также обязательные предрейсовые или предсменные медицинские осмотры и по требованию работодателей медицинское освидетельствование на установление факта употребления алкоголя, наркотического средства или психотропного вещества.

Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров на железнодорожном транспорте общего пользования, а также предрейсовых или предсменных медицинских осмотров устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Порядок профессионального отбора, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Следовательно, помимо общих норм заключения трудового договора, ч. 2 ст. 328 ТК, независимо от отрасли транспорта, устанавливает, что прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования) в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.

Во всех случаях заключение трудового договора с работниками транспорта (либо на работу, связанную с движением транспортных средств) возможно только при условии положительного результата обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования).

Спецификой труда обусловлены и особые требования к уровню профессиональной квалификации работников. Таким образом, лица, поступающие на соответствующую работу в отрасли транспорта, обязаны подтвердить наличие необходимой квалификации и состояния здоровья, позволяющего трудиться на работах, связанных с использованием транспортных средств как источников повышенной опасности. Подтверждения соответствия квалификационным требованиям и возможности трудовой деятельности, связанной с применением (использованием) транспортных средств, являются обязательными правопредшествующими юридически значимыми действиями для заключения трудового договора. В совокупности они образуют сложный юридический фактический состав, завершающим элементом которого является трудовой договор.

Учитывая, что работники транспорта всех видов должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, во всех транспортных структурах работодатели должны организовывать повышение квалификации работников. Упомянутый выше Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" является наглядным примером правового регулирования этого вида деятельности работодателей во всех отраслях транспорта. Порядок повышения квалификации и проведения технического обучения работников железнодорожного транспорта устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей. Эти работники должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Работники, ответственные за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, должны проходить аттестацию, предусматривающую проверку знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе.

Следует иметь в виду, что работники, которые не прошли аттестацию, не допускаются к выполнению соответствующих видов работ. Так, например, работники, которые не прошли аттестацию, связанную с проверкой знаний технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, не допускаются к выполнению разовых работ, связанных с погрузкой, размещением, креплением грузов в вагонах, контейнерах и выгрузкой грузов.

Необходимо также отметить обязательность психиатрического освидетельствования работников, чья профессиональная деятельность связана с источниками повышенной опасности. Они должны проходить психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.


читать все новости


Источник: http://zhelezn.proksk.ru/news/6435/


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Перечень профессий железнодорожников, которые подлежат - Валяние с коконами

Кто связан с движением поездов Кто связан с движением поездов Кто связан с движением поездов Кто связан с движением поездов Кто связан с движением поездов Кто связан с движением поездов Кто связан с движением поездов

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ