Картинки гуслицкая роспись

Закрыть ... [X]

Народные промыслы России‎ > ‎

Гуслицкая роспись

«Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах…грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством»
(Пругавин. Старообрядчество во второй половине XIX века. 1904г. )


Гуслицами именуется гуслицкая местность на юге – востоке Подмосковья (на границе между Орехово – Зуевским и Егорьевским районами), которая была активно заселена во второй половине XVII века, когда сюда бежали из Москвы верные старой вере стрельцы и представители знати. В этих местах берёт своё начало единственная речка в России с музыкальным названием – Гуслица. Краеведы могут рассказать немало легенд о том, как в речку бросали гусли, вымачивали в ней древесину для изготовления этого музыкального инструмента. Несмотря на близость Гуслиц к столице, здесь на протяжении веков сохранялись древние традиции. Во многих деревнях переписывали старинные книги, оформляя их заставки уникальной росписью, получившей название «гуслицкой».    Работая над орнаментами, мастера и мастерицы переписчики пользовались собственными архивами прорисей, на полях которых принято было указывать точную ссылку на древние, 17 века и ранее, оригиналы.
   Одни исследователи проводят параллели между гуслицкой книжной росписью и гжельской расписной керамикой, другие – с хохломской росписью на дереве, но многие считают её уникальной и не имеющей аналогов.
   Русская орнаментика была издревле связана с природой и гуслицкие художники, будучи крестьянами, развивали эту традицию и использовали растительный орнамент, включающий изображение цветов и ягод. Одна из характерных черт гуслицкого декора, его народная основа, – в живописной красочности, яркой многоцветности.

   Егорьевский историко-художественный музей является ныне самым крупным учреждением культуры, где музейщики-профессионалы пытаются осмыслить, систематизировать и сохранить гуслицкое наследие. В музее хранятся старинные старообрядческие певческие книги, украшенные этой необыкновенно красивой росписью. 

    В их руках шкатулки, декоративные тарелочки, подносы, засверкали красками, радуя ребят, сумевших прикоснуться к древним истокам культуры родного края.


Гуслицкая роспись

Гуслицкая роспись


   В данном виде росписи отражается синтез искусств: музыки и изобразительного искусства в его разделе - книжная графика. Здесь связывается в единое целое народное пение, фольклор и декоративно-прикладное искусство в том виде, в каком они существовали изначально, взаимно дополняя друг друга. Получая исторические сведения о культуре своего края, о жизни людей повседневной, в трудах и заботах, и праздниках, с широкими песнопениями, дети приобретают пример нравственной самодисциплины, духовности, сплоченности общества. Народная песня бытовала не только среди народных масс, но и в высших феодальных кругах, вплоть до княжеского двора. Основными носителями светской художественной культуры были скоморохи и Баяны – представители песенной традиции. С принятием с конца X века христианства, как государственной религии, начала развиваться церковная музыка. Церковная музыкальная культура, в отличие от народной, с самого начала обладала письменной традицией. Тексты песнопений записывали на церковно-славянском языке. Такие певческие книги писались от руки, оформлялись орнаментами.
   В России сложился книгописный центр в Гуслицах (на границе Московской и Владимирской губерний), где занимались перепиской и оформлением музыкальных (крюковых) рукописей. Развитие этого промысла в Гуслицах началось еще в конце XYII века, в XYIII веке книги гуслицкого письма стали появляться в продаже в других регионах, но только во второй половине XIX века гуслицкие певческие рукописи получили настоящие признание во всей России. В начале ХХ века богородский старообрядческий священник Петр Николаевич Никифоров собрал коллекцию гуслицких рукописных старообрядческих книг церковного обихода и сдал ее в Российскую публичную библиотеку. Это собрание в настоящее время является одним из немногочисленных книжных памятников своеобразной гуслицкой культуры. Гуслицкие певческие рукописи представлены также в фондах Государственного исторического музея, Древлехранилище Пушкинского дома, в книгохранилище Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища, в «Книжнице» Рижской гребенщиковской общины поморского согласия, Рукописном отделе Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, в музеях городов: Егорьевска, Александрова, Владимира, Вязников, Коврова, Мурома, в частных собраниях.
   Просуществовала роспись до рубежа XIX–XX веков, когда книжное дело в Гуслицах было окончательно разгромлено типографиями, наводнившими рынок своей продукцией. В конце XX века в ряде мест востока Подмосковья, как в Гуслицах (село Ильинский Погост), картинки гуслицкая роспись так и в соседних регионах (город Егорьевск), появились попытки возрождения гуслицкой росписи, но, разумеется, не на рукописных книгах, а на дереве, керамике и тому подобное. В школе Ильинского Погоста гуслицкими орнаментами расписан новый музей.     Существует и еще один важный, а именно сакральный момент. Гуслицкая роспись не использовалась нигде, кроме как на заставках певческих богослужебных рукописей. В прошлом не известно ни одной попытки использовать ее еще где-либо, хотя и в Гуслицах, и в сопредельных местностях существовало немало других промыслов, где легко можно было использовать самобытный красочный орнамент. Рядом с гуслицкими селениями, в Дулево, на заводе "фарфоровых королей России" Кузнецовых, где постоянно шел поиск нового оформления выпускаемой продукции, ни разу не было случая использования гуслицкой росписи для украшения выпускаемых изделий.       Хотя и сами Кузнецовы, как коренные старообрядцы, с детства были хорошо знакомы с гуслицкими заставками, и на дулевском предприятии работало немало гусляков, в числе из Мисцева и Белива. Гуслицкая роспись – до сих пор "белое пятно" в культуре русского старообрядчества и подмосковного региона. В любом случае она должн

а быть досконально изучена. 

Иллюстрация к сборнику русских народных песен.

Иллюстрация к сборнику русских народных песен.


                              
 Создатель странички - Догадова Дарья.

 

 



Источник: https://sites.google.com/site/moarossia10/narodnye-promysly/guslickaa-rospis


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Методическая разработка по теме: гуслицкая роспись скачать бесплатно - Кукла связанная с подробным описанием

Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись Картинки гуслицкая роспись

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ