Как религия связана с обществом


888Данные археологии говорят о том, что с са­мого начала истории люди обладали определенным религиозным чувством. В самом деле, свидетельства религиозной практики являются одним из важнейших критериев определения того, принадлежат ли доистори­ческие останки человеку или нет.

Так, о рели­гиозности неандертальцев говорит наличие и природа мест захоронения (животные не хо­ронят умерших собратьев!): похороны сопро­вождались определенными ритуалами, мертвым приносились дары -  оружие, украшения и даже пища, что, естественно, предполагает веру в загробную жизнь и в то, что мертвые способны оказывать влияние на живущих. За последнее столетие в труднодоступных пещерах Франции и Испании были найдены наскальные рисунки, созданные в период между двадцать пятым и десятым тысячелетием до  н. э. В большинстве случаев на этих рисунках изображены животные, на которых охотились  доисторические люди, однако наряду с этим имеются также изображения шаманов и колдунов. Все эти открытия указывают нам, что еще на заре возникновения человечески расы существовала вера в мистическую природу жизни. Мы, конечно, вряд ли когда-нибудь узнаем, во что верили эти люди и каковы были их ритуалы Однако определенную помощь в этом могут оказать современный примитивные общества, чей образ жизни, будучи очень религиозным, по всей вероятности, напоминает тот, что был присущ исчезнувшим первобытным племенам. За всю историю человечества не существовало ни одного общества, которое не опиралось бы на религию. Несмотря на то что религии требует жертвенного образа жизни, а также вопреки преследованиям недавнему распространению мате­риализма, религия сохранилась! Даже так называемые атеистические общества на самом деле обладали искаженной религиозностью  со своими символами, правящей идеологией и поклонением лично­сти или идее.

Но тогда что такое религия? Многие люди задавали этот вопрос, и на него было дано много разных ответов. Религия столь многообразна, что очень трудно дать определение, которое пол­ностью описывало бы это явление. Само слово "религия" происходит от латинского religire —связывать, воссоединять. Это предполагает, что хотя человек связан с Богом процессом творения, он должен поми­мо этого воссоединить себя с Ним на основе своего свободного выбора. Хотя большинство людей полагают, что все религии так или иначе говорят о Боге, существует, например, буддизм, который не признает личностного Бога. Давайте посмотрим на несколько опреде­лений религии.

  • Религия — это признание зависимости человека от надчеловеческого Бытия, выражаемое в актах поклонения". Кристо­фер Даусон, английский религиозный философ первой половины XX века.

  • Религия — это то, что человек делает со своей уединенностью". Алфред Норт Уайтхед (1861 — 1947), англо-американ­ский философ и математик.

  • Религия — это опиум для народа ". Карл Маркс.

  • Истинная религия — это поклонение предкам, поклонение всем отцам как од­ному, неотделимому от триединого Бога, и все же не растворившемуся в Нем". Н.Ф. Федоров (1828—1903), русский ре­лигиозный мыслитель, основатель кон­цепции космизма.

  • Религию можно сравнить с детскими неврозами". Зигмунд Фрейд (1856— 1939), австрийский невропатолог, пси­хиатр, психолог, создатель психоанали­за.

  • Религия — это собрание людей, стремя­щихся через отношения с трансценден­тальным Бытием познать внутреннюю истину и жить в соответствии с ней". Н. Зернов, доктор философии, писа­тель, автор многих изданных на Западе книг о России и православии.

Зачем изучать религии?

Если вы сами нерелигиозны, возможно, вам непонятно, зачем нужно изучать религии. Что ж, для этого есть несколько веских причин.

  • Изучение различных религий дает нам возможность смотреть на мир глазами других людей, тем самым развивая в себе навыки эмпатии1.

  • На протяжении истории и вплоть до на­стоящего времени значительная часть населения земли была религиозна. По­этому, если мы хотим понять различные измерения жизни человечества, мы должны изучать феномен религии.

  • Религия играет очень важную роль в ми­ре. Так, многие проистекающие в мире конфликты и столкновения имеют религиозную окраску. Поэтому, для того чтобы понимать смысл и причины про­исходящих в мире событий, важно пони­мать религиозные убеждения и особен­ности религиозной практики тех людей, которые вовлечены в эти события.

  • Не зная религии народа, невозможно понять его историю, культуру и причи­ны, которые побуждали к действиям различных исторических личностей этого народа.

  • Религия была и остается наиболее важ­ным хранителем мудрости и опыта чело­вечества. Это наследие принадлежит всем. Как сказал Гёте, "тот, кто не может опираться на три тысячи лет ис­тории, живет лишь сегодняшним днем ".

Каковы истоки религии?

Хотя сразу после рождения мы не можем говорить, в течение двух-трех лет каждый человек приобретает умение общаться. Это говорит о том, что все мы рождаемся с естественной способностью и предрасположен­ностью к изучению языков. Тот факт, что религии столь широко распространены, показывает, что они также являются чем-то естественным, глубоко связанным с самой сутью человеческой природы. Хотя религия — это очень сложное и мно­гоплановое явление, она отражает три основных направления духовных стремлений человека:

  • 1. поиск ответов на вечные вопросы, такие, как смысл жизни, страданий, смерти;

  • 2. стремление найти принципы, которыми можно было бы руководствоваться в жизни;

  • 3. стремление к чувству общности, создание сообщества.

В соответствии с этим каждая религия об­ладает тремя измерениями, которые выра­жают одну из вышеперечисленных областей духовного поиска.

Религия и культура.

Каждая религия имеет свое мировоззрение, веру в то, что существует один или несколь­ко богов, которые ждут от нас определенно­го поведения. Первоначально люди верили, будто боги хотят, чтобы им поклонялись. Та­ким образом, религия — это нечто большее, чем только вера в бога (богов); она также включает различные ритуалы и молитвы, со­вершаемые, чтобы их умилостивить. Богов можно было умилостивить принесением да­ров — плодов или жертвенных животных. Дары приносились или как жертва в ознаме­нование уже полученного блага (например, рождения ребенка), или чтобы вымолить у богов удачу (например, хороший урожай). Этот последний мотив часто вырождался в магию и суеверие. В религиях, возникших и развивавшихся позднее, принесение в жертву животных часто порицается как отход от истинных требований Бога, како­выми являются пра­ведность жизни к справедливость. По­этому эти религии требуют от своих последователей духовной жертвы — само­отречения, молитвы и добрых дел.

Существует множе­ство обрядов, с помо­щью которых люди поклоняются   Богу. Совершая    обряды, религиозные    люди освящают определенные события в своей жизни или в жизни своего народа. Существуют как личные, так и общественные обряды. Примерами религиозных обрядов являются -  причащение и крещение у христиан или па­ломничество в Мекку у мусульман. Во многим странах основные события жизни человека, такие, как рождение, достижение зрелости, вступление в брак и смерть, сопровождают! религиозными обрядами, которые наполняют эти события смыслом и значимостью. Религиозное мировоззрение и сопутству­ющие ему обряды являются одним из основ­ных источников культуры. Это мировоззре­ние часто выражается в форме притч и ми­фов, которые нельзя рассматривать проси как сказки, так как в них заключены глубо­кие истины. Благодаря таким притчам рели­гия стала одним из основных источники культуры во всем мире. Невозможно понять европейскую культуру, не осознав огромное  влияние христианства, которое послужило источником вдохновения для величайших произведений музыки, литературы и искус­ства. То же можно сказать о роли буддизма, конфуцианства и даосизма для культуры Дальнего Востока, индуизма для Индии и ис­лама для Ближнего Востока. Самая ранняя, наиболее созидательная и порой самая вели­кая литература в каждой культуре была рели­гиозной.

Для многих христианских стран письменность и исто­рия начинались с перевода Библии на их родной язык. Религиозные темы послужили сюжетом и источником вдохновения для некоторых величайших литературных произведений. Ряд выдаю­щихся музыкальных произ­ведений был написан в озна­менование тех или иных ре­лигиозных событий. Религия также была одним из глав­ных источников изобрази­тельного искусства. Микеланджело. крупнейший ху­дожник и скульптор эпохи Возрождения, был глубоко религиозен и черпал в рели­гии сюжеты своих произве­дений. В области архитектуры самые древние и прекрасные из сохранившихся до нашего вре­мени зданий являются храмами. Драма также выросла из религиозных обрядов и всегда вдох­новлялась религиозными темами. Так, если мы обратимся к истории России, го увидим, что славянская письменность бы­ла изобретена первыми христианскими про­светителями Кириллом и Мефодием для того, чтобы сделанный ими перевод Библии дал возможность новообращенным христианам не только слушать устный пересказ Библей­ских притч, но также и читать Писание на своем собственном языке. Если мы задумаем­ся о том, что мы знаем сегодня об истории и культуре средневековой России, то поймем, что почти все наши данные прямо или кос­венно связаны с историей православия. Авто­рами большинства исторических летописей, являющихся основным источником знаний но истории страны, в течение многих веков были монахи. Из памятников культуры этого времени до нас дошли прежде всего храмы — Просто потому, что в течение долгого времени они были чуть ли не единственными камен­ными постройками на Руси; нельзя также не сказать о фресках и иконах, созданных такими великими художниками, как Андрей Руб­лев или Феофан Грек. Светской литературы в те времена еще, по сути, не существовало, и помимо исторических летописей до наших щей дошли лишь религиозные книги, оформленные порой так изысканно, что сами они становились произведениями искусства. Са­мые красивые украшения, предметы утвари, хранящиеся сегодня в музеях, также обычно предназначались для храмов. Из музыкальных произведений того времени нам прежде всего известны древние религиозные песнопения.

Все эти данные помогают нам не просто узнать о развитии религии в определенной стране. Они дают нам наиболее глубокое представление о душе народа, сложном пути его развития, его надеждах и страданиях. Именно поэтому, несмотря на сильное влияние одной и той же религии — христианства, — культуры различных стран так отличаются друг от друга (например, попробуйте сравнить культуру России и Франции или Англии). Так происходит потому, что люди и народы обыч­но направляют свои самые глубокие чувства и способности в религиозное русло.

Религия и нравственность.

"Всякая нравственность выходит  из религии."

Ф. М. Достоевский

Религия непосредственно связана с обра­зом жизни людей, с их пониманием того, что следует считать добром, а что — злом. Как из­вестно, основой общества и его моральных  ценностей является семья, и все высшие ре­лигии поддерживают нравственные ценности, необходимые для развития и существования семьи, а значит, и цивилизации. Эти ценнос­ти — честность, целомудрие и уважение к соб­ственности. Религия учит этим нравственным категориям, наполняет их смыслом и показы­вает, как им можно следовать в жизни. Одной из целей связана религии является нравственное и духовное совершенствование каждого человека и общества в целом (хотя различные религии могут по-разному представлять себе этот путь духовного роста).

Каждая религия намечает путь, с помощью которого человек может достигнуть спасения. Большинство религий рассматривает этот путь как воспитание в себе самодисциплины и самоотверженности. Они отрицают прису­щую некоторым людям веру в то, что Бога можно умилостивить только формальными обрядами и жертвами. Прежде всего мы долж­ны думать о других людях. Духовный рост приходит через самоотречение и самопожерт­вование, а не через ритуалы и магию. Как мы увидим, несмотря на существенные отличия в понимании сугубо религиозных вопросов, в этических системах большинства религий есть много общего.Хотя, конечно, можно построить этическую систему вне религиозной основы, на  практике религия всегда была основой личной морали, семейной и общественной этики Первичным источником религиозной этики является Божественное откровение, выражаемое через природу, священные писания и жизнь основателя религии. Например, христиане стремятся в своей жизни следовать тому пути, который показал им Христос. Следуя  лишь разуму и логике, также можно создать  этические принципы, и в истории были люди,  которые жили нравственной жизнью, не будучи религиозными. Однако вплоть до сегодняшнего дня не было ни одного стабильное и нравственного общества, которое существовало бы вне религии.

Религия и общество.

Религия редко является чисто личным делом. Хотя она носит очень личный характер, она всегда предполагает наличие группы людей, разделяющих одну и ту же веру. Таким образом,    религии формирует не только   мировоззрение человека, но и создает   сообщества предоставляя людям эмоциональную и духовную поддержку.  Некоторые религии, например такие, как иудаизм и  индуизм, обращены прежде всего к се­мье, с которой связаны многие рели­гиозные обряды и  таинства. Именно  в  семье основы рели­гиозных убеждений  традиций передаются    следующим  поколениям.

Отдельные люди и семьи   составляют общину верующих, которую в исламе называ­ют Умма, в буддизме — Сангха, а в христиан­стве — Церковь. Во главе религиозных общин обычно стоят священнослужители, которые часто (но не во всех религиях) выступают в роли посредников между обычными верую­щими и Богом. Каждая религия создает свои храмы, которые становятся очень важны в жизни общины, будучи местом поклонения, проведения различных празднеств и ритуалов. В исламе их называют мечетями, в христианстве - церквами, в иудаизме — синагогами.

Темная сторона религии.

В общем и целом можно сказать, что религия в обществе является носителем добра. Даже се­годня большинство неправительственных гума­нитарных акций в мире имеет религиозные ис­токи и организуется религиозными людьми.

"История всех, времен и народов весьма убеди­тельно свидетельствует о том, что из непос­редственной, незамутненной веры, которую религия внушает своим последователям, живу­щим деятельной жизнью, исходили самые сильные стимулы и значительные творческие достижения, причем в области социальной не меньше, чем в области искусства и науки."

Макс Планк.

Однако при этом не следует закрывать глаза на темную сторону религии. Наряду со светом, жизнью, радостью и душевным покоем для многих людей понятие религии связано с такими явлениями, как:

  • нетерпимость: ненависть и преследова­ния людей других вероисповеданий, вплоть до их убийства;

  • мракобесие: противостояние интеллекту­альному, художественному и научному развитию;

  • авторитарность: противостояние интел­лектуальной, художественной, социаль­ной и политической свободе;

  • догматизм: высокомерное, упрямое ут­верждение истинности своей веры;

  • ограниченность: убеждение, что только последователи определенной группы об­ретут спасение в то время, как все осталь­ное человечество обречено на проклятие;

  • лицемерие: проповедовать одно, а в жизни поступать по-другому.

Также часто говорят, что религия является источником многих войн. Однако если мы более внимательно посмотрим на имеющие место конфликты, то увидим, что причина их заключается в действии различных политиче­ских сил, которые пытаются использовать религию для своих целей и интересов. Несмо­тря на то что большинство религий не при­держивается строго пацифистских взглядов, они обладают ясными правилами, которые определяют, в каких случаях насилие или война могут быть оправданы. Религии опре­деляют также наиболее нравственный путь поведения в условиях вынужденного кон­фликта: месть, агрессия и неоправданная же­стокость запрещаются, в то время как спра­ведливость и поиск путей к примирению по­ощряются. Если мы обратимся к недавней ис­тории, то увидим, что основными причинами большинства военных столкновений были племенная и национальная рознь, а также борьба за распространение атеистических идеологий, нравственная система которых ча­ще всего опиралась на принцип "цель оправ­дывает средства". Религия старалась сдержи­вать эти побуждения и нести примирение враждующим сторонам, но религиозные уче­ния часто отбрасывались прочь, когда стано­вились на пути человеческой агрессии.

Причина конфликтов, имеющих рели­гиозную окраску, заключается в том, что разные религиозные системы обладают раз­личным пониманием многих вопросов. В об­ществе, где все имеют общие убеждения и раз­деляют сходные нравственные ценности, рели­гия не является источником столкновений. Конфликт может произойти при встрече раз­ных религий, когда возникает противостояние разных верований и обычаев. Каждая сторона считает, что их собственные убеждения и тра­диции правильны и превосходят взгляды про­тивников. Такие конфликты становятся наи­более острыми, когда принадлежность той или иной религии тесно связана с национальным самосознанием людей. Исторически причиной этих столкновений было отсутствие общечело­веческих ценностей, которые могли бы помочь людям уважать друг друга несмотря на имею­щиеся различия и жить в мире.

Почему существует эта темная сторона ре­лигии? Это происходит оттого, что в каждом человеке есть не только светлое, но и темное начало. Несмотря на то что религиозные идеа­лы и этические нормы взывают к лучшей сто­роне человеческой природы, зло в человеке порой подчиняет себе религию. Поэтому, прежде чем выносить свое суждение, необхо­димо проверить, насколько та или иная нега­тивная религиозная деятельность одобряется или оправдывается самим религиозным учени­ем. Вы вряд ли найдете такое одобрение. Даже основатели мировых религий часто осуждали современную им религиозную практику.

Разнообразие религий.

Основатели всех религий находили сход­ные и в то же время разные формы обрядов и религиозной организации. Все религии, об­ладая элементом универсальности, несут на себе отпечаток личности их основателей, а также конкретной культурной и языковой среды и исторической обстановки, в кото­рой они жили. Так же, как любой человек неповторим  в своих мыслях и ощущениях, различаются и религиозные системы. Трудности возникают в том случае, когда пред­ставители той или иной религии провозгла­шают, что только их понимание является единственно верным, а вера других людей  поэтому неверна или не имеет особого зна­чения.

Однако нет никакой необходимости дока­зывать истинность своего пути спасения, атакуя и унижая другие религии. Часто это  - лишь проявление собственной неувереннос­ти. Если человек убежден в своих взглядах, другие верования и традиции не будут нести для него угрозу, а, наоборот, обогатят его мировоззрение. Интересно, что если мы проследим за ис­торическим развитием религий, то увидим, как постепенно от множества верований, присущих только одному племени или род. человечество приходило к религиям нацио­нальным, а потом — и к общемировым, преодолевая языковые, национальные, культур­ные и расовые барьеры.Религиозные деятели, особенно в нашем веке, признают множество совершенных в прошлом ошибок, и это усиливает их стрем­ление к диалогу. Внутри христианства экуме­ническое движение стремится преодолеть разногласия, разделившие христиан и служа­щие источником конфликта. Прогрессивные религиозные деятели ищут глубинные обще­человеческие ценности, которые могут, встав над историческими различиями, обеспечить единство в разнообразии. Различные религии также ведут диалог, основанный на взаимном уважении к чужим путям веры.

                                                        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------
                                            

< Предыдущая   Следующая >
Источник: http://goodcharacter.ru/religiya/99-obchestvo



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Религии и общество: острые проблемы / Статьи / Патриархия. ru - Вышивание для носков

Как религия связана с обществом Как религия связана с обществом Как религия связана с обществом Как религия связана с обществом Как религия связана с обществом Как религия связана с обществом