Игры связанные с экологией



Практикумы Семинары Вебинары Исследовательская работа Экспедиции и лагеря Экотропы Экологические игры Публикации

Экологические игры

Сборник российского и зарубежного опыта в области "игровой экологии"

В данном разделе сайта собраны методические материалы, которые не имеют непосредственного отношения к "натуралистическому" образованию и "полевой экологии", т.е. к "экологическому" образованию в нашем понимании (в области науки "экологии"). Однако, они могут быть полезными при занятиях с детьми младшего возраста, при организации досуга школьников на полевых практикумах, в экспедициях и полевых экологических лагерях, при проведении семинаров учителей и педагогов-экологов. В комплексе с нашими методическими разработками и идеологией "натуралистического" образования данные материалы могут послужить "базисом", основой для создания комплексной программы непрерывного экологического образования детей.

Страницы данного раздела составлены на основе ряда публикаций:
1) Цепочка жизни: Эффективные приемы и методы работы с детьми в экологическом образовании и просвещении. Составители Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. - М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2005.
2) В.А.Ясвин. Мир природы в мире игр. ЭкоЦентр "Заповедники", Москва, 1998.
3) Сборник экологических игр. Составитель Ю.А. Севрук. По материалам семинара для специалистов по экологическому просвещению. ФРГ, о-в Рюген, 1999.
4) Игры, в которые мы играем! Методическая разработка Детского экологического центра Национального парка "Лосиный Остров".

Всем авторам, нашим коллегам и друзьям, мы выражаем искреннюю благодарность за ту огромную работу, которую они делают в нашем общем деле - формировании "экологически мыслящего" поколения людей! Особая благодарность -, предоставившему возможность размещения этих материалов на нашем сайте. Надеемся, что игры связанные с экологией нашими совместными усилиями информация о сути экологического образования и методиках работы с детьми дойдет до возможно большего числа потребителей - учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей и родителей!

В заключение - несколько слов о структуре раздела. Вслед за Т.В.Шпотовой и Е.В.Кочетковой, мы разделили все помещенные в данном разделе статьи на 7 категорий: коммуникативные игры, учебные игры, методы развития эмоционально-чувственной сферы, наглядные пособия, психологические тексты, сценарии учебных спектаклей и примеры занятий. Первые три раздела представляют собой сборник игр и методик из всех четырех упомянутых выше литературных источников, полностью аналогичные игры и методики объединены, а схожие - приведены в двух варинатах (например, версия 1 и версия 2). Последние четыре раздела - пособия, тексты, сценарии и примеры занятий - полностью разработки из сборника Т.В.Шпотовой и Е.В.Кочетковой.

Следует иметь в виду, что деление на вышеперечисленные категории достаточно условно - многие методики и игры относятся одновременно к разным категориям, особенно это касается коммуникативных учебных игр и методик развития эмоционально-чувственнной сферы. Следует также иметь в виду, что многие методические разработки, приведенные в упомянутых четырех литературных источниках, не являются авторскими, а представляют из себя адаптированные и переработанные методики зарубежных авторов, в частности - известного американского педагога и эколога Джозефа Корнелла. В связи с этим во многих методиках и играх можно заметить сходство.

По поводу "возрастной применимости". Ряд методик и игр авторы впрямую снабдили указаниями на возраст участников. Большинство же не имеет "жесткой" привязки к тому или иному возрасту, т.е. может быть использовано при работе с детьми разного возраста. От себя добавим, что большинство игр все-таки рассчитаны на младших школьников и дошкольников, примерно треть могут быть с успехом использованы при работе с подростками, и лишь небольшая доля - со взрослыми людьми, например с педагогами.

В заключение - несколько важных для понимания данной тематики высказываний Джозефа Корнелла - "родоначальника" игровой экологии:

• Меньше учите, больше делитесь
Я не только сообщаю детям голые факты о природе («это дерево называется сосна»), но я люблю рассказывать им о том, что я чувствую, стоя рядом с этой сосной. Я признаюсь им, что испытываю благоговейный трепет перед этими деревьями и уважаю их за то, что они могут выжить в очень суровых условиях, когда зимние ветра изгибают, скручивают и ломают их ветви. Я всегда говорю детям о том, что я поражаюсь, как корни сосен, растущих на скалах, могут вообще добыть какие-нибудь питательные вещества.

…Я уверен, что взрослым необходимо делиться своими душевными переживаниями с детьми. Только тогда, когда мы разделяем с другими наши мысли и чувства, возникает атмосфера истинного общения. Мы становимся способны породить в других любовь и уважение к земле. Когда мы делимся с детьми своими идеями и чувствами, мы побуждаем детей анализировать их собственные чувства и ощущения. Между взрослым и ребенком возникает прекрасное доверие и дружба.

• Сначала наблюдайте, говорите потом
Иногда событие, происходящее в природе, может захватить ребенка целиком: появившаяся откуда-то стрекоза, слегка покачивающая крыльями; одинокий олень, пасущийся на лужайке. Но даже если и не будет таких запоминающихся сцен, ребенок может познавать природу просто в процессе близкого общения. У детей есть замечательная способность погружаться в то, на что они смотрят. Ваш ребенок лучше поймет то, что ВНЕ его, сливаясь с этим, чем слушая устный рассказ. Дети редко забывают опыт прямого общения с природой.

Не расстраивайтесь, если не знаете названий каких-либо животных или растений. В конце концов, это всего лишь искусственные ярлыки для обозначения того, что в действительности собой представляют природные объекты. Как вашу внутреннюю сущность не отражает ваше имя или даже внешность и черты характера, так и в простом дубе есть нечто большее, чем просто набор сведений о нем. Вы лучше поймете, что такое дуб, если научитесь видеть, как он меняется в течение дня при изменении освещенности. Понаблюдайте за деревом с различных точек. Почувствуйте на ощупь его кору и листья, вдохните их запах. Посидите спокойно на его ветвях или в его тени и попробуйте увидеть все формы жизни, которые можно найти рядом с деревом или на нем.

Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребенка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению.

• Сосредоточьте внимание ребенка!
С самого начала задайте верный тон вашему путешествию в природу. Займите внимание всех детей, задавая вопросы и показывая, что интересного можно увидеть и услышать. Некоторые дети не умеют внимательно наблюдать за природой, поэтому покажите им, что может представлять интерес, и постепенно воспитывайте в них наблюдательность. Дайте им почувствовать, что их открытия интересны и вам.

• Познание природы должно быть пронизано радостью!
Познание природы должно быть пронизано радостью как в форме открытого веселья, так и в форме спокойного внимания. Дети естественным образом тянутся к познанию, если вам удается поддерживать атмосферу радости. Помните, ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель.

Поделиться/Share: Обращение с посетителям сайта
Источник: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/index.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

13.3. Экологические игры, этическая и эстетическая составляющие - Вяжем топы и майки женские спицами

Игры связанные с экологией Игры связанные с экологией Игры связанные с экологией Игры связанные с экологией Игры связанные с экологией Игры связанные с экологией Игры связанные с экологией

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ